АНТИТЕРРОР

image

Основные признаки возможной подготовки и осуществления террористической акции

Исполнители террористических акций, как правило, свои преступные намерения предпочитают осуществлять на объектах, где они работают (работали), имеют на них знакомых или в окружении которых проживают. Это позволяет им более полно изучить характер и специфику производственной деятельности объекта, облегчает возможность тщательной подготовки террористической акции, применение соответствующих орудий и средств их совершения, выбора соучастников и пособников.

При организации антитеррористической защиты образовательной организации необходимо также учитывать возможность, существующего уровня физической охраны и внутриобъектового режима, возможность проникновения на них и к уязвимым участкам (зонам, оборудованию) посторонних лиц, что, в конечном счете, облегчает доставку террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, связи и т.п.

Необходимо учитывать, что террористы могут применять тактику подрывных действий, путем применения труднораспознаваемых способов совершения террористических актов, пытаясь их замаскировать под аварии и другие чрезвычайные ситуации, якобы совершившиеся в результате неумышленных действий, несовершенства технологических процессов, осуществляют свои акции на таких участках, где уничтожаются следы деятельности преступника, используют специальные устройства замедленного и дистанционного действия.

Основными признаками возможной подготовки к осуществлению террористической деятельности являются:

  • появление лиц,  в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта, повышенный или неадекватно интерес к определенным аспектам в его деятельности, также проведение фото — и видеосъемки, составление планов, схем и т.п;
  • необоснованное вступление в контакт с персоналом и сотрудниками охраны, выведывание у них режима работы, организации пропускного режима и охраны, состав сил охраны и т.д.;
  • проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию или осмотру;
  • наличие у посетителей (лиц, вызывающих подозрение) документов, проверка которых охраной на входе в здание образовательной организации, не дает информации, о личности предъявителя;
  • поиск лиц, из числа персонала,  способных  за  солидное  вознаграждение  выполнить  малозначимую работу (передача пакета, свертка, посылки) в целях проноса взрывного устройства во внутренние помещения;
  • выяснение вопросов, связанных с возможностью искусственного создания условий для совершения взрыва, пожара, вывода из строя оборудования путем отключения приборов, автоматики и сигнализации, открытия и переключения, кранов, задвижек;
  • создание условий, препятствующих ликвидации чрезвычайной ситуации, затрудняющих тушение пожара путем вывода из строя противопожарных и других противоаварийных систем;
  • обнаружение на месте вероятной чрезвычайной ситуации отдельных компонентов, из которых могут быть изготовлены взрывчатые вещества и средства подрыва;
  • обнаружение различных приспособлений, предметов для крепления взрыво-зажигательных устройств, а также специальных трудно гасимых зажигательных средств (термита, фосфора, напалма и т. п.).

Обнаружение подозрительного предмета  на  территории образовательной организации  или вблизи нее

В случае обнаружения в образовательной организации или на ее территории какой-то бесхозной вещи необходимо опросить обучающихся, работников и посетителей образовательной организации, находящихся рядом. Постараться установить, чья она или кто мог ее оставить.

При получении информации об угрозе взрыва или обнаружении бесхозной вещи, подозрительного предмета, демаскируемого как взрывное устройство охранник, сторож, вахтер или дежурный администратор обязаны немедленно доложить об этом руководителю образовательной организации, а при его отсутствии дежурному территориального органа внутренних дел с последующим повторным докладом руководителю образовательного органа.

Руководитель образовательной организации при получении информации об угрозе взрыва или обнаружении подозрительного предмета, взрывного устройства обязан:

  • сообщить о ситуации на объекте в дежурную часть территориального органа внутренних дел, территориального органа безопасности, Минобразования Республики Крым, начальнику управления (отдела) образования, согласно схеме взаимодействия, которая заранее отработана и согласована со всеми заинтересованными службами;
  • организовать эвакуацию обучающихся, педагогических работников и технического персонала, используя маршруты, удаленные от места нахождения подозрительного предмета;
  • организовать силами охраны ограничение доступа посторонних лиц к взрывоопасному предмету;
  • обеспечить доступ во взрывоопасную зону специалистов правоохранительных органов
  • для обследования предмета и его обезвреживания, оказывать необходимое им содействие.

Сотрудник охраны при получении информации об угрозе взрыва до прибытия следственно-оперативной группы должен:

  • по возможности точно определить место нахождения подозрительного предмета;
  • опросом заявителя и очевидцев установить время обнаружения предмета, зафиксировать установочные данные лиц обнаруживших находку, и обеспечить их присутствие к моменту прибытия оперативно-следственной группы правоохранительных органов;
  • дать указание не приближаться, не трогать, не вскрывать, не перемещать находку, не заливать ее жидкостью, не засыпать песком и грунтом, не пользоваться радио- и электроаппаратурой, переговорными устройствами, мобильными телефонами;
  • силами других сотрудников охраны или работников образовательной организации обеспечить оцепление места расположения предмета и находиться на безопасном расстоянии от него;
  • при необходимости организовать отключение бытовых и производственных коммуникаций газа, воды и электричества;
  • не снижая уровень охраны объекта, обеспечить возможность беспрепятственного прохода или проезда к предмету сотрудников и транспорта следственно-оперативной группы;
  • предоставить возможность специалистам оперативно-следственной группы побеседовать с заявителем и другими лицами, подходившими к подозрительному предмету;
  • усилить контроль за состоянием охраны всего объекта, т.к. возможны террористические проявления либо аналогичного, либо иною рода в других местах на объекте.

При обнаружении подозрительных предметов, следует соблюдать следующие меры безопасности:

  • не курить;
  • не пользоваться электрозажигалками и другими источниками огня или искровоспроизводящими предметами;
  • не трогать руками и не касаться с помощью других предметов;
  • не трясти, не бросать, не сгибать, не открывать;
  • место обнаружения предмета немедленно покинуть, обеспечив его охрану на удалении не менее 100 метров при этом находиться, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево и т. д.) ведя при этом наблюдение;
  • оповестить окружающих о найденном предмете и убрать от него всех людей;
  • незамедлительно сообщить о случившемся охраннику, преподавателю, взрослому;
  • помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. Как уже было отмечено, в качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п;
  • не подходить к взрывным устройствам и подозрительным предметам ближе расстояния, указанного в таблице.

Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на него:

граната РГД-5, РГ-42 и т. д. 50 м
граната Ф-1 200 м
тротиловая шашка массой 200 г 45 м
тротиловая шашка массой 400 г 55 м
пивная банка 0,33 л 60 м
дипломат (кейс) 230 м
дорожный чемодан 350 м
автомобиль класса «Жигули» 460 м
автомобиль класса «Волга» 580 м
микроавтобус 920 м
грузовой автомобиль (фургон) 1240 м

Терминология

Заложник — человек, захваченный с целью заставить кого-либо совершить определённые действия или воздержаться от совершения определённых действий ради освобождения заложника, недопущения его убийства или нанесения серьёзного вреда его здоровью.

Контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств, проводящийся с целью пресечения террористических актов, обезвреживания террористов и обеспечения безопасности населения и организаций.

Террор — устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора.

Террорист — лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности.

Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и мерам, далеких от общепринятых в обществе и, как правило, связанных с пренебрежением общественными нормами и правилами, затрагивающим устои государства и во многом основывающихся на пропаганде исключительности, превосходства, либо неполноценности человека по признакам его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Единый федеральный список организаций, признанных Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 террористическими

  1. «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»,
  2. «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»,
  3. «База» («Аль-Каида»),
  4. «Асбат аль-Ансар»,
  5. «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»),
  6. «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»),
  7. «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»),
  8. «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»),
  9. «Лашкар-И-Тайба»,
  10. «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»),
  11. «Движение Талибан»,
  12. «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»),
  13. «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»),
  14. «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»),
  15. «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»)

Ссылки на официальные интернет-ресурсы

http://www.fsb.ru/ — Федеральная служба безопасности РФ

http://nac.gov.ru/ — Национальный антитеррористический комитет

https://mvd.ru/ — Министерство внутренних дел РФ